даровал Франции, не было другого такого же великого и чудесного, как эта Дева»1
Действия Жанны рассматривались в трактатах теологов и канонистов, принявших участие в процессе по ее реабилитации, в строгом соответствии с теорией справедливой войны, изложенной у Августина и Фомы Аквинского110. Самым кратким из всех авторов оказался, пожалуй, инквизитор Франции Жан Бреаль, ограничившийся парой цитат из Августина об отсутствии жестокости и корыстных интересов в действиях того, кто ведет справедливую войну, о его стремлении к миру и подчинении высшей власти111. Не слишком оригинальным был и Эли
де Бурдей, подробно пересказавший рассуждения Фомы Аквинского о трех основных принципах ведения справедливой воины 112. Эти же принципы кратко перечислил Мартин Берруе ,113 однако он счел необходимым остановиться на причинах, которые подвигли Жанну к участию в войне: по его мнению, она сделала это, чтобы освободить французское королевство от обрушившихся на него несчастий2 и восстановить Карла в его правах, тиранически попранных
109 Thomassin М. Registre Delphinal. P. 312: “Par ainsi, le restaurement de France et recouvrement a este moult merveilleux. Et sache ung chascun que Dieu a monstre et monstre ung chascun jour qu’il a aime et aime le royaume de France et l’a especialement esleu pour son propre heritage, et pour, par le moyen de luy, entretenir la saincte foy catholique et la remettre de tout sus; et par ce Dieu ne le veut pas laisser perdre. Mais sur tous les signes d’amour que Dieu a envoyez au royaume de France, il n’y en a point eu de si grant ne de si merveilleux comme ceste Pucelle”. Идея избранности французского народа была близка не только авторам, писавшим о Жанне д’Арк. В одной из поэм Эсташа Дешана можно встретить такие строки: «Франция, ты -Иерусалим: это чувствует / и может почувствовать иностранная держава» (France, tu es Jherusalem: ce sente / Et puet sentir estrange nascion). Подробнее об этом см.: Lassabatere Т. Sentiment national et messianisme politique en France pendant la guerre de Cent ans: le theme de la Fin du monde chez Eustache Deschamps // Bulletin de l’Association des Amis du Centre Jeanne d’Arc. 1993. № 17. P. 27-56.
110 Подробный анализ высказанных на процессе по реабилитации мнений см.: Duparc Р. Etude juridique. P. 194-201.
111 Recollectio f. Johannis Brehalli. P. 467-468.
112 Opus reverendi patris domini Helie, episcopi Petragoricensis, in processum Johanne condam electe a Deo puelle // PN, 2, 40-156, здесь 113: “In quibus, licet multa requirantur antequam bella justa censeantur, tamen tria sunt necessaria, secundum beatum Thomam”.
113 Opinio domini Martini Berruier episcopi Cennomanensis // PN, 2, 219-257, здесь 231: “Itaque quod gessit fuit justa causa, et intentio recta et auctoritas publica, scilicet domini nostri regis et, ut ipsa asserebat, suprema auctoritas Dei earn mittentis”.
1
2
Ibidem. P. 230: “Cum itaque ipsa Johanna ad liberandum hoc regnum ab his calamitatibus et