Севильским) - как войны освободительной или как отражения
нападения врага; обоснование права ответить силой на насилие, а также права начать войну в случае необходимости 102. В середине XIII в. Фома Аквинский, повторив три основных принципа ведения справедливой войны - auctoritas principis (ведение войны под руководством высшей власти, Бога или правителя), causa justa (законное основание для начала военных действий), intentio recta (разумные намерения воюющих) - внес в них некоторые уточнения. В частности, он считал, что в конце войны должен быть заключен мир, а задачей любого правителя является защита своего народа для всеобщего блага.
К XV в. в Европе существовала масса самых разнообразных сочинений, затрагивавших вопрос ведения справедливой войны. Немалое их количество было создано в Англии, где проблема обоснованности притязаний англичан в Столетней войне оставалась крайне актуальной на протяжении XIV-XVI столетий 103. Особое внимание здесь уделялось развитию тезиса о том, что справедливая война является по сути своей священной, ведущейся для защиты христианской веры и восстановления высшей справедливости. Роль Божественного провидения в Столетней войне для английских авторов была первостепенной, ибо Господь один мог даровать победу. С этой точки зрения, особенно интересным представляется восприятие войны как аналога Божьего суда, в котором спорящими сторонами выступали французы и англичане, а победа доставалась последним, поскольку сражались они за правое дело. Свое решение Господь подтверждал всякого рода знаками (чудесами). К ним, в частности, относились постоянные военные неудачи французов; голод и чума, поразившие их земли; отсутствие елея в сосуде перед коронацией Филиппа Валуа и неспособность последнего излечивать золотуху1.
Однако очень похожие аргументы использовали в своих пропагандистских целях и сторонники дофина Карла2. Еще весной 1429
102 Война в случае необходимости позднее стала рассматриваться как война для всеобщего блага. См., например: Beaumanoir Ph. de. Coutumes de Beauvaisis. § 1510: “...pour le commun pourfit du roiaume...”.
103 На русском языке по данной проблематике см. недавнюю работу: Калмыкова Е.В. Исторические представления англичан XIV-XVI вв. о Столетней войне. Формирование английского национального самосознания. Диссертация...канд. ист. наук. М., 2002.
104 Я опираюсь здесь на сведения, почерпнутые в: Калмыкова Е.В. Ук. соч. С. 222-289 (Глава 3: Идея ведения справедливой войны в английской исторической мысли XIV-XVI вв.); С. 290-317 (Глава 4: Представление английских хронистов о роли божественного провидения в Столетней войне).
1
2
Об использовании идеи справедливой войны в профранцузской пропаганде подробнее