Тогоева О.И. "ИСТИННАЯ ПРАВДА"
Языки средневекового правосудия

 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
Ломоносов: жизнь, творчество, эпоха
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая  

Тогоева О.И.
"ИСТИННАЯ ПРАВДА"
Языки средневекового правосудия
стр. 174

осуществиться, послав к нему Юдифь . Оправдывая успех парижан проявлением Божьей воли, автор «Дневника», возможно, сам того не зная, включался в заочную полемику, развернувшуюся между англичанами и французами по вопросу о справедливом характере Столетней войны. И, как мне кажется, история Юдифи была использована в этом споре как сторонниками, так и противниками Жанны д’Арк.

Понятию справедливой войны, его развитию у средневековых теологов и канонистов посвящена огромная литература 99, поэтому нет смысла подробно останавливаться здесь на его истории. Скажу лишь, что основные положения этой теории были разработаны Августином и Фомой Аквинским.

У Августина, пережившего в 430 г. осаду Гиппона вандалами100, впервые

прозвучала идея о том, что война сама по себе не является грехом, если

ведется без жестокости и для достижения мира, чтобы наказать людей

недостойных и спасти добродетельных. Он также считал, что война

возможна в том случае, когда народ, начавший ее, берется устранить

какую-то несправедливость, вернуть себе то, что было отнято у него

незаконно. Эти положения были затем восприняты Грацианом,

включившим их в свой «Декрет» наравне с некоторыми другими идеями, заимствованными им у прочих средневековых авторов 101. Так, в «Декрете» впервые появилось определение справедливой войны (данное ей в свое время Исидором

98    Journal d’un bourgeois de Paris. §. 519. P. 267: “Pucelle, qui leur avait promis que sans nulle faute ils gagneraient a celui assaut la ville de Paris par force... mais Dieu qui mua la grande entreprise d’Holoferne par une femme nominee Judith ordonna par sa pitie autrement qu’ils ne pensaient”. Колетт Бон, комментируя этот отрывок, отмечает, что «сравнение подобрано крайне неудачно» (Ibidem. Р. 267, п. 186). Ее недоумение легко понять, если учесть, что история Юдифи и Олоферна, особенно применительно к эпопее Жанны д’Арк, всегда интерпретируется одинаково: Жанна сравнивается с доблестной и благочестивой Юдифью, и никакие иные трактовки, которые могли бы существовать у средневековых авторов, в рассчет не принимаются.

99    См. прежде всего: Regout R. La doctrine de la guerre juste de St.Augustin a nos jours d’apres les theologiens et les canonistes catholiques. P., 1935; Solages B. La theologie de la guerre juste, genese et orientation. P., 1946; Russell F.H. The Just War in the Middle Ages. Cambridge, 1975.

100    Осада Гиппона в 430 г. позднее часто сравнивалась с осадой Орлеана в 1428-1429 гг.: Duparc P. Etude juridique des proces, contribution a la biographie de Jeanne d’Arc // PN, 5,194.


  Предыдущая Первая Следующая  
 
 
 
 

Публикации сайта «Medievalist» разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено отдельно. Указывать сайт «Medievalist» как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.