ство света, и царство сатаны —царство тьмы. Эти царства постоянно враждуют между собою. Все существующее в мире, все происходящее в нем, имеет свое начало в каком-либо из них. В мире проявляется действие двух сил: силы света и силы тьмы. Как ангелы светлые имеют свой определенней образ: лучезарные, прекрасные, легкокрылые,
переносятся они, по повелению Божьему, с одного места на другое; так и посланники сатаны должны иметь свой собственный вид: они наделялись в средние века теми внешними признаками, которыми обладали когда-то, в греко-римском мире, фавны, сатиры и кентавры, а именно — рогами, козлиными ногами, копытами, шерстью. Как ангелы прекрасны, так посланники сатаны отвратительны. Однако, в силу особенных свойств своих, они могут принимать на себя любой образ, превращаться в какую угодно форму. Как существовали люди, своей жизнью заслужившие особую милость Божью, так появляются порой люди, которые сближаются с сатаною, входят в особые сношения с ним, заключают с ним особенные договоры. Сатана за это покровительствует
им и через них творит в мире зло. Люди, по средневековым понятиям, сносились с нечистой силой из различных целей: для получения красоты, славы, богатств или таких познаний, которые никому недоступны, которые может открыть только „черная магия". Так называлось колдовство 1).
Жил-был когда-то „муж великого ума и быстрого соображения, способный и расположенный учиться". Звали его Фаустом. Он сделался ученым богословом , но богословие не удовлетворило его. „Священное писание — говорит народная легенда — он забросил далеко за дверь или положил под лавку, ибо он имел
1
Черпая магия nigromanzie, neeromanlie (гретеекое vsv.p'yj.xvTi'.K) заклинание мертвых, вызывание их с целью гадания о будущем.