реть на них, сходились в город и жители окрестных мест.
Волшебство и тайная философия
Прежде чем говорить о вере в чудесное, сверх-естественное, в колдовство и чары, вере, проявлявшейся всегда и везде, но особенно характеризующей средние века, необходимо сказать несколько слов о мировоззрении средневекового человека.
Он представлял себе, что Земля расположена в самом центре Вселенной, составляет как бы её ядро. Её окружают одна за другою десять сфер, десять колоссальных шар о в , помещающихся друг в друге. В семи первых, ближайших к земле сферах с неодинаковой скоростью вращаются по кругу Солнце, Луна и пять планет. Их круговращение сопровождается чудесной музыкой, музыкой сфер. В восьмой сфере расположены прочие светила: одни из них, бестелесные и невесомые, свободно носятся в пространстве, другие прикреплены к своду сферы. Девятая сфера — кристаллообразная, десятая — пламенная (Empyreum); в последней царствуют Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, и живут главнейшие святые, остальные распределены, смотря по степени их совершенств, в других небесных сферах. Денно и нощно святые угодники с лучезарными венцами на головах, в белых и радужных одеяньях, воспевают Творца и предстательствуют за людей. Все эти сферы — обиталище Бога, святых и ангелов. Противоположность ему составляет обиталище сатаны, падших ангелов и отверженных душ — ад, находящийся в центре Земли. Таким образом, по средневековым воззрениям, существуют два царства: царство Божие — цар-