мистерия (Mystere d'un jeune enfant donne au diable), в прологе к которой говорилось: «Здесь начинается мистерия или миракль о славной Деве Марии, рассказывающая о маленьком ребенке, посвященном его матерью дьяволу еще до его рождения (que sa mere donna au dyable quant il fut engendre)»1.
Что же касается мотива убийства беременных женщин (бытовавшего, как представляется, отдельно от мотива убийства новорожденных детей), то он получил весьма интересное развитие именно в бретонской литературе.Речь идет о легендарном короле Коморе, якобы правившем в Бретани в VI в.2 Его история представлена в источниках в двух, по-видимому связанных друг с другом, версиях.
Алан Бушар кратко упоминал Комора в своей хронике (конец XV-начало XVI в.). Он сообщал, что этот бретонский король собирался жениться на св.Трифимии (Ste.Triphime) - дочери Героха (Gueroch), графа Ваннского. Он посватался к ней, сыграл свадьбу, и через некоторое время его супруга почувствовала себя беременной. Однажды в часовне, где она молилась, ей явились призраки семи жен короля и стали уговаривать бежать прочь от мужа, говоря, что он убьет ее. Так и произошло - Комор убил свою беременную супругу. Но отец последней обратился с просьбой к св.Гильдасу (St.Gildas), и тот оживил королеву3. Более интересный вариант этой истории принадлежит некоему Альберту Великому, священнику из Морлекса (Morlaix), и содержится в «Жизнеописании святых Бретани», составленном в 30-х годах XVII в.4. Здесь Комор превращался в «злобного и порочного сеньора», графа Корнуальского (comte de Cornuaille, meschant et vicieux seigneur), желающего жениться на старшей дочери Герока (Guerok) - Трифинии (Triphine). Он осмелился просить ее руки, но граф отказал Комору «по причине чрезвычайной жестокости, с которой тот обращался с другими своими женами, которых, как только они становились беременными,
приказывал убивать самым бесчеловечным образом»5.
102 Babelon J. La bibliotheque francaise de Fernand Colomb. P., 1913. P. 142-144, 282-332. Миракль с таким названием был представлен в Метце в 1512 г. (Lalou Е. Mystere d'un jeune enfant donne au diable // Dictionnaire des lettres francaises. P. 1051).
103 О Коморе (Chomor, Conomorus, Chomorus) cm.: Cazelles B. Op. cit. P. 137, n. 5. Французская исследовательница отмечает, что речь могла идти о реально существовавшем персонаже, о котором, в частности, упоминает Григорий Турский в своей «Хронике» (под именем Cuonomorus).
1
2
3
Bayard J.P. Op. Cit. P. 215. Подробный анализ этого отрывка см.: Cazelles В. Op. cit. P. 137- 139.
4
Albert le Grand. Les vies des saints de la Bretagne armorique. 3 ed. Renne, 1680.
5
Ibidem. P. 16: "...a cause de l'extreme cruaute et barbarie dont il avoit use vers ses autres