легенда о другой, библейской «блуднице», которая также сняла осаду с города, но добилась своей цели самым неблаговидным, а, следовательно, незаконным путем, то оно должно было впоследствии развернуться в наиболее серьезное светское обвинение, которое можно было бы выдвинуть на тот момент против Жанны д’Арк - обвинение в ведении несправедливой войны.
Не об этом ли писал Жан д’Эстиве в пятьдесят третьей статье своего обвинения, объявляя Жанну военачальником против воли Бога? Не потому ли так настаивали на сомнительном облике французской героини ее противники, подробным образом перечисляя всех ее возможных любовников160? И не по этой ли самой причине ее сторонники, пытаясь объяснить себе и окружающим загадку столь неожиданно постигших Жанну неудач, списывали их на потерю ею девственности1? Однако это - уже совсем другая история...
Завершая рассказ о процессе Жанны д’Арк, необходимо -справедливости ради - заметить, что среди героев Столетней войны она была не единственной, против кого выдвигалось обвинение в колдовстве. От него пострадали и некоторые из самых ближайших ее соратников.
Так, «прекрасный герцог» Жан д’Алансон обвинялся в колдовстве дважды: в 1458 и 1474 гг. Во второй раз суд даже приговорил его к
смертной казни. Однако, герцогу повезло - он умер через два года в заточении 162.
Трагичней сложилась судьба другого компаньона Жанны - бретонского барона и маршала Франции Жиля де Ре. Ему инкриминировались занятия колдовством и алхимией, а также многочисленные убийства детей. Признанный виновным, Жиль де Ре был казнен 29 октября 1440 г. К особенностям его процесса мы теперь и обратимся.
160 Проституткой Жанну считали не только англичане, но и некоторые французы. Так, Жирар дю Айан (Girard du Haillan) замечал в своем сочинении “De l’estat et mercy des affaires de France”, опубликованном в 1570 г. и считающемся первой национальной историей на французском языке: «Некоторые говорили, что эта Жанна была любовницей (maitresse) Жана, Бастарда Орлеанского, другие считали ее любовницей Бодрикура, а третьи - Потона [де Сантрая]». Цитируется по: Marot P. De la rehabilitation a la glorification de Jeanne d’Arc.
e
Essai sur l’historiographie et la culte de l’heroine en France pendant cinq siecles // Memorial du V centenaire de la rehabilitation de Jeanne d’Arc, 1456-1956. P., 1958. P. 85-164, здесь P. 94.
1
Так считал, к примеру, итальянский историк Бернардино Корио, писавший на рубеже XV и XVI вв.: Corio В. Storia di Milano / A.Butti , L.Ferrario ed. Milan, 1856. T. 2. P. 601: “Molti dissero ch’essa fosse invitta sino a che mantenne verginita, perduta la quale, venne a si miseranda fine”. Подробнее об этом см.: Peyronnet G. Une serie de traditions sur Jeanne d’Arc a propos d’un livre ancien de la bibliotheque de l’Institut catholique de Lille // Melanges de science religieuse. 1981. V. 38. № 4. P. 195-206.