завершала тему колдовства: здесь рассказывалось о мандрагоре, которую Жанна иногда «имела обыкновение носить на груди, надеясь с ее помощью обрести богатство»1.
Эта статья вызывает особый интерес, поскольку магические свойства мандрагоры, с точки зрения людей средневековья, помогали ее владельцу не только разбогатеть. Не менее важным считалось ее использование в любовной магии для насылания порчи2. Таким образом, упоминание о мандрагоре уточняло суть дела: Жанна
обвинялась не просто в занятиях колдовством, но - имплицитно - в склонности к любовной магии3.
В первых ведовских процессах, имевших место в Северной Франции в XIV-XV вв., в списке обвинений любовная магия занимала более чем почетное место16. В 1391 г., в материалах как раз одного из таких дел колдовство впервые получило статус «государственного» уголовного преступления - оно было названо «делом, касающимся короля» 17. Однако, для нас значение имеет, прежде всего, тот факт, что обвиняемыми здесь чаще всего становились проститутки, пытавшиеся с помощью приворота выгодно выйти замуж. Тесную связь между
проституцией и колдовством еще в XIII в. подчеркивал Иоанн Солсберийский 18. К концу XIV в., надо полагать, она стала очевидной и для французских судей, а в конце XV в. о ней как о самоочевидной вещи писали авторы «Молота ведьм»: «...чем более честолюбивые и иные женщины одержимы страстью к плотским наслаждениям, тем безудержнее склонятся они к чародеяниям.
13 PC, 1,199: “Item dicta Iohanna aliquando consuevit portare mendragoram in sinu suo, sperans, per medium illius, habere prosperam fortunam in diviciis et rebus temporalibus”.
14 Об отношении к мандрагоре в античности и средние века см.: Топоров В.Н. Мандрагора // Мифы народов мира / Гл. ред. С.А.Токарев. М., 1988. Т. 2. С. 102. Об использовании мандрагоры в любовной и прочей магии во Франции см.: LeRoy Ladurie Е. Op. cit. P. 35-49.
15 Об этом мельком упоминает Марина Уорнер: Warner М. Joan of Arc. The Image of Female Heroism. L., 2000 (1 ed.: L., 1981). P. 112.
16 Vaultier R. Le folklore pendant la guerre de Cent Ans d’apres les lettres de remission du Tresor des Chartes. P., 1965. P. 38-39, 226-235; Braun P. La sorcellerie dans les lettres de remission.
1
2
3