sciens earn conversatam esse cum dictis mulieribus, renuens earn desposare, decessit pendente processu. Ex quo dicta Iohanna, ex impaciencia, recessit a dicto servicio”.
To, что д’Эстиве вел речь именно о проституции, не вызывает никаких
сомнений. В тексте статей присутствовали, пожалуй, все необходимые
для подобного обвинения компоненты: постоялый двор, слишком часто
в средние века становящийся публичным домом; проживающие там
проститутки; их вечные клиенты - солдаты; репутация самой героини,
безвозвратно испорченная таким соседством . Даже прозвище хозяйки -
La Rousse (Рыжая) - свидетельствовало о том, что перед нами - женщина недостойного поведения, проще говоря, сводня 3.
Обвинение Жанны д’Арк в проституции уже становилось однажды
предметом специального рассмотрения. Пытаясь понять, почему оно
исчезло из окончательного приговора, американская исследовательница
Сьюзен Шибанофф отмечала, что оно никак не соответствовало
основной статье обвинения - ношению Жанной мужского костюма
(трансвестизму). Как полагала С.Шибанофф, сознательно выбрав
мужской наряд, Жанна, с точки зрения судей и в глазах современников,
перестала быть женщиной, превратившись в мужчину. Как женщину ее
стали воспринимать снова лишь незадолго до казни. Т.о. судьи, сделав
особый упор на мужском костюме, ношение которого в конце концов
послужило формальной причиной для вынесения смертного приговора,
отказались от первоначальной идеи видеть в Жанне обычную
проститутку. Соответственно, обвинение в проституции было снято как неважное и ненужное 4.
2 В данном случае речь шла о т.н. оседлых (т.е. постоянно проживающих в одном месте) проститутках. О различиях между деревенскими и городскими, оседлыми и бродячими, «банными» и «секретными» проститутками во Франции XIV-XV вв. см.: Rossiaud J. Op.cit.
3 Любопытно, что точно такое же прозвище встретилось мне в материалах одного ведовского процесса, проходившего в 1498 г. в Доммартене. Некая Изабель Пера заявила на следствии, что при вступлении в секту она отказалась отречься от Богородицы, чего настойчиво добивался от нее Дьявол. Тем не менее, она много раз участвовала в шабаше, где члены секты обзывали Богородицу “La Rousse”. Опубликовавший это дело Лоране Пфистер отмечает, что рыжий цвет волос всегда имел негативные коннотации (Pfister L. Op. cit. P. 70).
Об отрицательном отношении к рыжему цвету в средние века см. также: Pastoureau М. Rouge, jaune et gaucher. Note sur l’iconographie medievale de Judas // Pastoureau M. Couleurs, images, symboles. P., 1989. P. 69-83.