помолиться Богу, чтобы предпринимаемое дело имело успех. Представление заканчивалось иногда хоровым пением, в котором принимали участие все присутствующие. Например, одна мистерия, изображавшая жизнь Христа Спасителя до самого Вознесения, заканчивалась эпилогом, представлявшим триумф Христовой Церкви. На сцену выходили два действующих лица, под которыми истолкователь, всегда находившийся при сцене, просил разуметь Церковь и Сино-
гогу. Первая была окружена христианами, вторая — евреями. Между Церковью и Синогогой начиналось прение о вере, о превосходстве той или другой веры. Тут же на сцене стоял и Св. Августин. Тогда несколько евреев, убежденных речами Церкви в превосходстве христианской веры, подходили к Св. Августину и просили его, чтобы он крестил их. Желание их приводилось в исполнение. При виде этого, Синогога затягивала жалобную песню, и венец падал с головы её. Церковь отвечала гимном торжества. Св. Августин приглашал всех зрителей присоединить к этому пению и свои голоса. Получался грандиозный финал.
Для некоторого ознакомления с мистериями, оста
новим свое внимание на 2 — 3 отрывках из „мистерии о десяти девах". Архангел Гавриил предупреждает дев о скором приходе жениха-Христа. Каждая строфа его речи, кратко излагающей земную жизнь Спасителя, заканчивается словами: „некогда было спать жениху, которого вы ожидаете". Неразумные девы приходят к мудрым и говорят и м :
„Мы, девы, пришли к вам. Мы пролили масло по своей небрежности. Мы хотим просить вас,
как сестер своих, на которых мы полагаемся. Достойные сострадания, жалкие, мы слишком долго спали".
„Вы можете нас небу возвратить, хоть с