нет свою простую и несколько монотонную речь о виденном и слышанном. Гремя колокольчиками, которыми обвешаны их пестрые узкие костюмы, прошли фокусники с акробатами и скрылись в толпе. Впрочем, порою потешает публику и этот странствующий по городам и селам монах в сильно поношенной темной рясе, опоясанной веревкою. Здесь он потешит, посмешит своих случайных слушателей, там продаст какую-либо реликвию, разумеется, не настоящую, в другом месте объявит, что ему известны скрытые клады. Недавно он показывал на этой же площади ящик со змеями, которые слушались его, прыгали и танцевали, Теперь он с самым серьезным видом прописывает своему собеседнику, конечно, за плату сомнительный рецепт от зубной боли. А вот и настоящий шарлатан, Ему предшествует слуга и выкрикивает во всеуслышание его достоинства и знания...1) Но посмотрите на этих молодых людей, которые, очевидно, только что явились в нашем город и никогда в нем раньше не бывали! Они выдают себя своим любопытством и крайне рассеянным видом. Это — странствующие ученики. Что же это такое? Откуда взялись они? Между школами, основавшимися почти во всех городах в ту пору, к которой относится наш очерк, некоторые приобрели особенную славу. Бывало итак, что в одной школе, в одном городе особенно хорошо преподавался один предмет, в другом — другой. Отсюда и возникли странствующие ученики. Они, так сказать, блуждали из города в город, блуждали в поисках за знанием. Послушают, поучатся здесь, пойдут в другое место. Известное число таких странствующих учеников находили,
1
„Ilort ir horrn all gclcich Es kumpf ain niaiwler kiinslerreicli.
Er nunnt sieh meisler Vivian,
Der siben kunst or vvol edit kan"...